Вопрос-ответ

Как оплачивать коммунальные услуги при отсутствии постоянно проживающих в жилом помещении?

В соответствии с пунктом 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Как будет производиться расчет размера платы при переходе ОДН в жилищную услугу?

Размер платы на ОДН в целях содержания общего имущества не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Если объем фактического потребления коммунального ресурса на ОДН ниже норматива, в этом случае к оплате предъявляется фактический объем коммунального ресурса на ОДН.

Каким образом управляющие компании могут уведомить потребителя коммунальных услуг о задолженности?

С 01.01.2017 управляющим организациям дано право уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек посредством:

а) смс-сообщения;

б) телефонного звонка с записью разговора;

в) сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ;

г) посредством размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

д) посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Правда ли, что с управляющих компаний можно взыскать штраф за ошибки в расчетах размера платы за коммунальные услуги?

В Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 введены п. 155(1) и п. 155(2), которые дают право потребителю в случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, требовать от исполнителя уплаты штрафа в размере 50% от величины превышения платы. Следует отметить, что выплата штрафа производится после письменного заявления потребителя к исполнителю.

Что входит в тариф на содержание жилья и как он устанавливается?

В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Минимальный перечень работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания, установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Согласно части 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Следует отметить, что размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В нашем доме открыли офис на первом этаже в жилой квартире, законно ли это?

Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

У нас дом разной этажности, 9 и 5 этажей, во второй части нет лифтов. Должны ли мы платить за содержание лифтов?

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы и пр.
На основании вышеизложенного следует, что в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, которые относятся к общему имуществу собственников МКД, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, все собственники обязаны нести бремя расходов на содержание лифтов.

Как рассчитывается размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, которое вносит поправки в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.201 № 3541, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Данное ограничение распространяется на всех потребителей за исключением случаев, когда собственники на общем собрании приняли решение распределять между собой весь объем ОДН.

Ранее ограничение в виде норматива касалось только тех многоквартирных домов, в которых исполнителем коммунальной услуги была управляющая организация. К примеру, при непосредственном управлении и прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями весь сверхнормативный объем общедомовых нужд ложился на плечи собственников помещений в многоквартирных домах. В новой редакции такая привилегия для РСО исключена. Независимо от того, кто является исполнителем коммунальной услуги, в своих квитанциях собственники жилья видят только норматив. Однако у собственников остается право принять решение на общем собрании о распределении между собой всего объема ОДН.

Может ли управляющая компания или ресурсоснабжающая организация самостоятельно изменить способ оплаты за отопление?

С 1 июля 2016 года Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 307, утратили силу. Теперь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 регионам дано право самостоятельно определять порядок оплаты за отопление – только в отопительный период или равномерно каждый месяц в течение года.

Пока такое решение не принято, механизм расчета размера платы за тепло в Хакасии в силу закона остается прежним вплоть до начала следующего отопительного сезона. К примеру, для большинства муниципальных образований республики характерна оплата равными  долями в течение календарного года, для основной части многоквартирных домов Абакана – по факту в отопительный период.

К слову, пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрены оба варианта оплаты.

Изменение порядка оплаты за отопление управляющими и ресурсоснабжающими организациями в частном порядке недопустимо. У собственников помещений в многоквартирных домах также нет права в рамках общих собраний принимать решение о смене способа оплаты.

Как произвести перерасчет за коммунальную услугу ненадлежащего качества?

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержден  порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится он в разделе 10 Постановления № 354.

Из положения данного раздела следует, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

При этом потребитель обязан сообщить свои ФИО, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. По окончании проверки информации, содержащейся в заявлении потребителя, составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Согласно пункту 110 (1) Постановления № 354 в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 Правил № 354 (не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время), а также в  случае невозможности  уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службой потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.

На основании вышеизложенного следует, что в отсутствие акта, оформленного согласно требованиям действующего жилищного законодательства Российской Федерации, перерасчет размера платы за коммунальную услугу не предусмотрен.

Какова должна быть температура воздуха в жилых помещениях?

В соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в жилых помещениях многоквартирных домов температура воздуха должна быть не ниже +20 градусов Цельсия, а в угловых комнатах - не ниже +22 градусов Цельсия. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям действующих стандартов (ГОСТ).

Относятся ли первые запорно-регулировочные краны к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме?

Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
В соответствии с п. 5 данных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулирующих кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Должны ли жители первых этажей оплачивать расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования?

В соответствии с разъяснениями уполномоченного органа: Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо Минрегиона России от 06.03.2009 № 6177-АД/14), расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч.3 ст.30; ч.1 ст.37; ст.39 и 158 Жилищного кодекса РФ; ст. 210 Гражданского кодекса РФ, разделы I, II Правил содержания общего имущества). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ч.1 ст. 37; ч.2 ст. 39 ЖК РФ). В связи с этим расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений независимо от положения таких помещений в доме. Указанный подход отражен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2005 №ГКПИ05-588.